Между двумя крайностями

Любая нужда — знак определенной ограниченности: мышления, чувствования, кругозора. Любая нужда вредна, преимущественно же в том, что имеет положение к жизни нашей души, к нашим взаимоотношениям с Богом.И вот две такие вредные и колоссально распространенные крайности. Одна присуща в большей степени людям неверующим совсем, Но и слабо-, маловерующим — тоже. «Все, что происходит, происходит само по себе, по естественному стечению обстоятельств. И Бог, Божия воля, Божий Промысл вовсе ни при чем, все объясняется чуть естественными, всем известными законами».

Другая крайность, наоборот, отличает людей верующих и церковных. Все, что бы только ни случилось, мы постоянно пытаемся объяснить волей либо же попущением Божиим. Причем постоянно силимся уразуметь: а почему то есть бог изволил это и отчего Он попустил то? Уразумеваем, несомненно же, в отдалении не всегда. И Кагда кажется, что все же уразумели, то часто ошибаемся. Отсюда — почасту недоумеваем, скорбим и даже ропщем иногда на Бога: начинать как же да бог устроил, почему, зачем?!

Мне думается, неверно все это… Какое-то странное небрежение по отношению к дару свободы, забвение о нем. бог предоставил нам самим прерогатива выбора, как поступать, что ляпать и чего избегать, к чему порываться и от чего удаляться, освобождаться и погибать, в конце концов. И правильно ли неужто ежемгновенно рисковать переложить залог зa все происходящее на Того, который ждет ответственного отношения к жизни от нас? питаться предведение Божие — всего, в том числе и нашего произволения. снедать основанный на нем Промысл Божий. Но питаться и действие нашей свободы. И не только нашей, разумеется, Но и каждого человека.

По улице соглашаться выше- знакомый, за угла вылетает машина, сбивает его и вот — нет уже того, который был нам дорог. Он предстоит перед Судией своим.

Появился на аристократия дитя с врожденным заболеванием. Родители беспокоились, спрашивали врачей в перинатальном центре, что делать, Но те успокаивали: «Не волнуйтесь, это само пройдет, если не сегодня, то завтра». В результате запущенная немощь превратилась в хроническую патологию.

Судья при рассмотрении нашего дела проявил лицеприятие, поскольку польстился на дары противной стороны и погрешил в итоге напротив истины зa предложенную ему мзду.

Проводка в доме загорелась, и начался пожар…

Как мы предполагать о каждом из этих событий? Все это случилось, потому что такова была требование Божия? Что ж, с одной стороны это будит правдой, и останется только постараться определить, является эта воля, по авве Дорофею, «благой, благоугодной и совершенной», либо же имело помещение только то, что мы называем попущением Божиим? Но лакомиться риск, что, остановившись на этом, мы не увидим иной стороны, важной для нас — человеческой, собственно нашей.

Наш знакомый В любое время переходил дорогу, где придется, был рассеян. А зa рулем сбившей его машины сидел не умеющий толком водить, приобретший права, ни дня не ходив в автошколу, молодой юнец, агент «золотой молодежи». Удивителен ли результат?

Врачи ныне донельзя почасту невнимательны к своим пациентам, степень подготовки специалистов падает, «просмотренный» в роддоме дитя — поодаль не редкость. И тогда нуль странного, к сожалению, нет, скорее, закономерность.

Судей, которые судят судом праведным, сила ли на земле нашей грешной осталось? На земле, где и малые крупицы правды как алмаз воспринимаются? Чудно ли, что и в нашем случае выиграли те, который воздаянием неправедным позаботились судью на свою сторону склонить?

Проводка старой была, ее давным-давно следовало заменить, а мы все тянули, тянули, неизвестно, чего ждали. Вот и пожара дождались.

Все это, вышеперечисленное, всесторонне естественно, объяснимо, прогнозируемо, наконец. Да, и оно, безусловно, находится в общем потоке Промысла Божия, причинность в нём вместе всё. Но не лучше ли, Кагда мы мучительно ищем ответа на бесконечные «почему», в случае скорбном, тяжелом для нас не вверять все только на Господа, а ориентироваться около и увидеть, что на деле ответы непомерно просты и даже очевидны?

Господа же необходимо допытывать о другом… о том, как и самое болезненное, горькое обратить на пользу, как замечать ее, сокрытую, уготованную Им для нас и в радостном, и в печальном, и в том, что представляется весь невыносимым. Потому что это Ему будто угодно. Это и теснить Его воля.

Автор: [hide]Игумен Нектарий (Морозов)[/hide]