Несмотря на повсеместную критику аллюр выполнения майских указов президента, нуждаться отметить, что как минимум 1 из важнейших исполняется надлежащим образом. Правда, происходит это скромно и бес помпы, что, наверное, и к лучшему. Вчера в Госдуме был подготовлен ко второму чтению законопроект «О государственном стратегическом планировании». Уже 1 января 2014 возраст он обязан обрести силу закона, и наша страна, по сути, вернёт себе раз утраченный Госплан. Зачем он нужен и чем будит отличаться от советского — разбираем ниже.
Жизнь наобум
Один из майских указов президента «О долгосрочной государственной экономической политике» остался чуть не незамеченным для прессы. но он является, пожалуй, важнейшим из всех поручений Владимира Путина. изложение в нём соглашаться о необходимости возвращения системы стратегического планирования в России — нонсенс для сложившегося около нас либерально-экономического уклада. В коридорах Госдумы зашептали о грядущем возвращении «пятилеток», Но законопроект подготовили в срок. Уже в ноябре 2012 возраст его план прошёл первое чтение.
Впрочем, уже о ту пору он вызвал поток нареканий, что понятно, да как в спешке обычно нуль толкового исполнять невозможно. Тем более, если перо соглашаться о таком всеобъемлющем документе. В итоге план закона собрал 251 поправку, 120 из которых на нынешний сутки рекомендованы к принятию комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. теснить все шансы, что с 1 января 2014 возраст сторона наконец-то начнёт распределять стратегически.
Уверен, что нашим читателям не нуждаться растолковать всю превосходство такого планирования, Но на каждый происшествие напомню, что бес Госплана в СССР не были бы достигнуты те результаты, эффектом от которых мы пользуемся до сих пор. бес Госплана СССР не была бы возможна индустриализация, не была бы возможна эвакуация промышленности во время войны и её мобилизация, а следовательно — и Победа. бес Госплана СССР не было бы вероятно существо атомной промышленности (в том числе военной) и освоение космоса. Одним словом, только того, чем мы да гордимся и вспоминаем сегодня.
Удивительно то, что в современной России до сих пор полноценное стратегическое планирование действительно отсутствовало. Из долгосрочного вспоминается только «Стратегия 2020», а из краткосрочного, пожалуй, только проекты бюджетов и региональные программы. Среднесрочное планирование, которое, в общем-то, и должно замечаться основой долгосрочного, отсутствует около нас как класс.
Но это кроме не все беды. Те краткосрочные программы, которые пишутся, — как правило, не имеют ни малейшей связи среди собой. зачастую они абсолютно не увязаны с бюджетными возможностями и напоминают список благих пожеланий. Вспомнить хоть бы красочные ожидание Министерства развития Дальнего Востока, которые подверглись жёсткой критике президента зa неимение внятных источников финансирования.
Или побеждать новости этих дней — вчера Минфин объявил о том, что в бюджете ближайших годов пробита «дыра» в 10 трлн рублей, а теперь товарищ президента РФ Андрей Белоусов назвал это «абсолютно нереалистичной цифрой». Представляется, что если бы неизвестный из прежних руководителей советского Госплана взглянул на нынешнее положение стратегического планирования в стране, то пришёл бы в ужас.
Кроме того, устройство тех планов, которые всё же около нас имеются, как правило, никем не контролируется. А значит, и цена их стремится к нулю.
Воссоздаваемая система стратегического планирования должна кончать все эти пробелы.
Объективные трудности
Сам случай возвращения к положительному советскому опыту, безусловно, радует. Тем более что маловато кому известно, Но им не брезгуют делать употребление из чего и наши зарубежные партнёры. Например, Евросоюз уже сыздавна живёт семилетними циклами и никого при этом не стесняется. около нас сплетня о возвращении Госплана на серьёзном уровне начались в 2003 году, Кагда совершенно рухнули иллюзорные надежды на волшебную силу саморегуляции рынка, Но в законопроект, как вы видите, вылились только после 10 лет.
Однако при всей идеологической привлекательности своенравие стоит признать, что она столкнётся с трудностями, которые могут её похоронить на самом раннем этапе воплощения.
Дело в том, что воссоздать Госплан советского образца не удастся в принципе, вследствие того, что мы живём при ином социально-экономическом строе. если прежде, допустим, действие самолёта королевство могло спланировать от разработки месторождений алюминиевой руды и подготовки соответствующих кадров до выпуска конечного изделия, то ныне это не представляется возможным. Львиная часть участков такой производственной цепочки находится вне зоны компетенции государства, а это, в свою очередь, делает первый встречный подходящий расписание очень условным.
Второй аспект — это кадры. Для полноценного стратегического планирования в масштабах целой страны нужны профессионалы высшего разряда. Только представьте, какую титаническую работу им предстоит выполнить. Возможно, такие человеки около нас есть, Но тот факт, что до сих пор они себя не отдельно проявили, заставляет быть в сомнении насчет чего в реальности их существования. Ведь для этого необходимы не только академические знания и чистые намерения, это вторично и опыт.
Третий аспект — это ответственность. Каким бы профессионалом ни был госслужащий, он обязан говорить прямую залог зa результаты своего труда. А с этим около нас, предполагать прямо, большая проблема.
Несмотря на всё это, повторять институт стратегического планирования необходимо. бес него, как и в советские времена, мы не решим ныне ни одну серьёзную проблему. Не наполним жизнью далекий Восток, не проведём новую индустриализацию, не решим проблему моногородов, не выйдем на заслуженный высота демографического развития, даже не решим проблему мигрантов. Это уже не говоря о сверхпроектах, вроде дальнейшего освоения космоса или же полноценного — Арктики.
Суммируя сказанное, отмечу, что для эффективного функционирования нового «Госплана» невольно придётся реанимировать и другие элементы советской системы — от национализации до смелого применения некоторых статей УК в отношении провинившихся «стратегов». Напомню, что глава Госплана Н. А. Вознесенкий, несмотря на заслуги в ходе военной эвакуации промышленности, в 1950 году был расстрелян.
Насколько эффективной довольно нынешняя система стратегического планирования — покамест что дозволительно только гадать. Возможно, она превратится в дежурный бюрократический механизм, обслуживающий либерально-экономический курс, а может быть, довольно первым кирпичиком в восстановлении страны и потянет зa собой другие полезные элементы. В любом случае, зa этой темой мы отныне будем охранять к тому же более пристально.